Опыт управления проектами. Белов Михаил Кириллович

20200423 Belov Michael autor

Михаил, в своей статье Вы пишете, что «явными проектами» занимаетесь с 2012 года. Как Вы пришли к осознанию того, что опыт ранее всё же был проектным или это не совсем так? Повлияло ли на это прочтение PMBoK 4th Edition?

Если говорить объективно, то до 2012 года просто не задумывался над данным вопросом. Опыта в целом было не так много, поэтому работал больше в формате «есть задача - надо решить», не особо уходя в теорию и восприятие. Это касалось и работы полноценной, и той, которой занимался во время учебы.

В 2012 году, работая в Роструде, впервые плотно столкнулся с выполнением работы внешними подрядчиками, так как до этого сфера моей ответственности касалась в первую очередь внутренних работ и задач. Собственно, именно воспринимать слово «проект» стал правильно в это время. До этого воспринималось оно скорее, как «некая задумка, задача», нежели целый пласт знаний и необходимых инструментов.

Что касается PMBoK, то первым я прочитал уже 5 редакцию, 3 и 4 изучал позже, для понимания того, как развивается свод.

В статье Вы ссылаетесь на то, что внедряли проектное управление в компании заказчика, не имея сертификата PMP, но активно используя PMBoK, цитата: «почти полтора года своей жизни я провел в обнимку со сводом, не изучая его, но внедряя разные процессы и документы». Как именно Вы использовали PMBoK для изменения процессов в компании, помогла ли эта практика в части усвоения материала для предстоящего экзамена?

На самом деле, провел внедряя процессы проектного управления я несколько больше времени, как бы не половину своего трудового стажа на этот момент. Но непосредственно с задачей «внедрения лучших практик на стороне заказчика», полученной от руководства – это было около полутора лет. PMBoK использовал как «справочник» вариантов, что и как можно делать, что с чем правильнее связать, какие должны быть результаты. Ведь, если посмотреть внимательно на свод знаний, то внедрение полного перечня процессов и артефактов не требуется. В этом и нет необходимости для большинства компаний и проектов. И да, такая практика помогла в части подготовки к сертификации больше, чем что-либо.

Оглядываясь назад, сам факт подготовки к сертификации меняет подход в работе? Что бы Вы отметили в части изменений своих подходов? Изменились ли они после получения сертификата?

Вопрос в том, каков у вас подход к работе. Для меня практически ничего не изменилось – как минимум потому, что я не готовился с нуля и, по сути, экзаменом лишь подтвердил свой опыт и практику. Да, для этого пришлось несколько подучить терминологию, формулы, но в целом – ничего кардинально не изменилось, во всяком случае на текущей работе.

С точки зрения того, что я бы отметил – так это то, что я стараюсь сейчас больше измерить конкретные, количественные или качественные, показатели. Раньше «прогресс проекта» - это было все же несколько субъективное от него впечатление.

Ну и стало меньше сомнений. Просто потому, что я прошел независимую оценку. Не отзыв работников/руководителей «ты молодец», а именно независимую оценку. И не потому, что я зубрил (что в отношении экзамена на статус PMP скорее бесполезно), а потому что я знаю.

Сертификация на статус PMP подразумевает принятие Кодекса этического поведения PMI. Этика и инструментарий управления проектами лежат в разной плоскости или всё же неразрывно связаны?

В условиях отделения этики от инструментов управления проектами, последние могут быть применены некорректно, что может дать основания судить о том, что они недостаточно эффективны. Вопросы этического содержания на экзамене встречаются и их не мало, при этом они встречаются как с прямой отсылкой на нормы кодекса, так и те, правильный ответ которых лежит в косвенной плоскости норм профессионального поведения. К прямым вопросам можно отнести, к примеру такую ситуацию: «Для того, чтобы вовремя завершить этап проекта, тебе надо в нарушение правил дорожного движения добраться до отделения почты. Как поступить?». Кодекс профессионального поведения PMI однозначно осуждает любое нарушение норм закона, в том числе и ПДД. Я бы оценил вероятность неуспеха на экзамене от внутреннего непринятия или незнания норм поведения руководителя проектов примерно в 10%. Т.е. получить звание PMP не зная этику возможно. Принятие нормы поведения международного сообщества PMI должно в человеке созреть: если он пытается понять и разделить «плохое» от «хорошего», то подготовка, однозначно, ему в этом поможет. Если человек настроен исключительно на удовлетворение своих корыстных интересы и звание PMP для него только ступень к новому уровню их проявления, то подготовка к сертификации никак на его профессиональном поведении не скажется. При поддержке Московского отделения PMI в четверг 09.04.2020 мы рассмотрим вопросы этики в работе проектного менеджера на вебинаре.

Применить какой-либо из инструментов проектного управления можно и вне этики, не обязательно, что из-за этого он будет работать хуже, но однозначно, что он будет работать не так как задумано. К примеру, знакомясь с Кодексом этики, мы узнаём, что мы не должны врать или использовать свои знания втайне от других, информацией надо делиться: честно, своевременно и со всеми, кто имеет право на получение такой информации. Часто в реальности встречаю, что эти пункты нарушаются, при этом инструментарий работает. Оценить нарушение этих пунктов, на мой взгляд очень сложно, так как мы упираемся в вопрос: «Что было бы, если бы было сделано по-другому?..». Если продолжать тему информации и нарушении этики в отношении её сокрытия и искажения, то на мой взгляд, если команда информирована максимально полно, то её решения становятся более взвешенными. Что касается вопросов уважения, в том числе и недостатков (особенностей) других людей, то и без этого инструментарий PMP может быть применён эффективно, но это явно не пойдёт на пользу командообразованию в долгосрочной перспективе.

 

Белов Михаил Кириллович